«Проектом закона предусматривается исключение ранее действующей нормы, допускающей самостоятельную подготовку водителей на получение права управления транспортными средствами категорий «А» и «В», — говорится в пояснительной записке к документу. Разработчики законопроекта, объясняя необходимость такого решения, ссылаются на закон «Об образовании» и постановление правительства РФ № 823, согласно которым «водитель автомобиля» входит в перечень профессий, получение которых в форме экстерната не допускается.
«Никаких статистических данных о том, кто чаще из молодых водителей попадает в ДТП - выпускники автошкол или самоучки не ведётся, — возмутился известный автоюрист Сергей Радько. — А потому говорить о снижении качества при обучении самостоятельно не приходится».
По словам эксперта, при новых правилах возникнет вопрос о том, как быть с теми водителями, которые уже получили свои удостоверения при обучении экстерном. «Ведь по сути их знания окажутся вне закона», — указал он.
Кроме того законопроектом предусматривается возможность сдачи экзаменов на автомобилях с автоматической трансмиссией. При этом сдавшим экзамены на «автомате» выдадут права на управление только соответствующих транспортных средств.
«Получится, что водитель, имеющий право управления только автомобилем с АКПП, когда останется «безлошадным» — ДТП, поломка автомобиля или угон, будет лишён возможности воспользоваться арендованным автомобилем либо одолжить его у знакомых, если тот будет с МКПП», — указывает г-н Радько.
Законопроект также устанавливает запрет на привлечение к работе водителей-иностранцев, имеющих права, выданные не в России. Им придется получать водительское удостоверение в нашей стране. Штраф для уличенных с иностранными правами водителей установят в размере двадцати тысяч рублей.
«С одной стороны, это поможет исключить допуск к пассажирским перевозкам лиц из ближнего или дальнего зарубежья, с другой — рынок по продаже водительских удостоверений никуда не исчезнет, и многочисленные гастарбайтеры станут просто покупать себе российские национальные удостоверения, и эти расходы затем перекладывать на пассажиров автобусов и маршрутных такси», — считает г-н Радько.
Кроме того законопроект вводит множество новых категорий и подкатегорий водительских прав. «К примеру, желающим получить право на управление малотоннажными грузовиками и микроавтобусами не придется осваивать в программы подготовки большегрузных автомобилей и городских пассажирских автобусов, аналогичным образом будут дифференцированы и программы подготовки мотоциклистов», — говорится в пояснительной записке.
Мопеды, мокики и скутеры с рабочим объемом двигателя не более 50 куб. см и скоростью не более 50 км/час предлагается законодательно выделить в категорию «М». Мототранспортные средства со скоростью более 50 км/час и объемом двигателя менее 125 куб. см отнесут к подкатегории «А1».
В первом полугодии 2010 года по вине водителей мопедов совершено 2676 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 118 и были ранены 3046 человек, обосновывают свое решение в МВД.
Правда, получать новые права автовладельцам сразу не придется. В законопроекте есть оговорка, что «водительские удостоверения, выданные до вступления в силу закона, признаются действительными до окончания установленного в них срока».